Аудит


    Важной составляющей эффективной работы коммерческих организаций малого и среднего бизнеса является аудит как форма проверки их финансовой деятельности. Аудитом называют независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятий и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц)

Аудиторская проверка может быть как добровольной — по инициативе самого предприятия, так и обязательной. Обязательный аудит - это независимая проверка состояния бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, проводимая в соответствии с требованиями Закона РФ от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:
  1. организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  2. организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  3. организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;
  4. организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:
    1. доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
    2. сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

Инициативный аудит



    Это независимая проверка состояния бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, проводимая по инициативе самого предприятия.

Инициативный аудит тем и отличается от обязательного, что проводится независимо от требований законодательства по инициативе руководства либо учредителей юридического лица. Инициативный аудит предприятия обычно проводят в следующих случаях:
  • если имеется прямое указание на проведение аудита в учредительных документах;
  • при смене руководства (аудит инициируется собственниками);
  • при смене бухгалтера или ключевых фигур в бухгалтерии (аудит инициируется либо собственниками, либо руководством);
  • при существенных изменениях в законодательстве и, как следствие, неуверенности бухгалтерской службы предприятия в правильности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской и налоговой отчетности.


    Инициативный аудит, как правило, сопровождается (в отличие от обязательного) дополнительным аудиторским заданием. Это может быть и детальная проработка правильности расчетов с бюджетом, и упор на тот участок учета, на котором работает слабый специалист. В ряде случаев бывает необходимо рассмотреть обоснованность тех или иных расходов, особенно связанных с расчетами со сторонними организациями для выявления мошенничества.

Налоговый аудит



    Выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Эта разновидность аудита относится больше к консалтингу, в ходе которого решаются вопросы правильности начисления и уплаты одного или всех налогов. Как правило, потребность в подобной услуге возникает после того, как в ходе аудиторской проверки или в ходе консультации выясняется наличие проблем, связанных с налогообложением и организацией налогового учета на предприятии.